Регистрация отдельных элементов логотипа в качестве товарного знака – обновленный подход в сфере защиты объектов интеллектуальной собственности

Статьи

В течение длительного времени лица, желающие получить гордое звание правообладателя (владельца свидетельства о регистрации товарного знака (знака обслуживания)), подавали на регистрацию изображения этикеток или упаковок товара.

Данная тенденция была связана с несколькими предпосылками.

  1. Стремление сэкономить (оплатить пакет пошлин за регистрацию одного товарного знака, а в дальнейшем использовать его отдельные составляющие элементы; сомнений в том, что правовой охране подлежит как товарный знак целиком, так и его «кирпичики» не возникало);
  2. Сложившаяся судебная практика (ранее суды действительно признавали нарушением права на товарный знак использование не только полноценного, зарегистрированного логотипа, но и его отдельных частей);
  3. Возможность регистрации товарного знака в черно-белой цветовой гамме (подобным образом потенциальные правообладатели стремились схитрить:«С цветовой гаммой мы определимся позднее, фон также будет подвергаться корректировке и изменению в зависимости от сезона, потребителя товара/услуги и иных факторов»)[1].

Сегодня, учитывая нестабильность мировой экономики, имеющей влияние и на российский рынок товаров и услуг, вопрос защиты интеллектуальной собственности становится все более актуальным, споры между правообладателями – все более затратными, размеры требуемых в судах компенсаций растут, а доказать право на обозначение уже не так просто, как это было раньше.

В первую очередь, обозначение должно быть уникальным – это давно не является секретом. Более того, уже до подачи заявки существует действительная возможность проверки обозначения «на чистоту» для предотвращения столкновений со сходными знаками на стадии проведения экспертизы. Бренд должен защищать сам себя, т.е. ассоциироваться у потребителей он должен только и исключительно с Вашим товаром или услугой. Возможность смешения, даже самую минимальную, следует исключать уже на стадии разработки логотипов, этикеток и прочих элементов стиля. Узнаваемость, уникальность, ассоциированность – обязательные качества, способствующие повышению уровня защищенности Вашего логотипа.

Но и это не все. Как мы знаем, практически каждый логотип представляет собой некую совокупность составляющих его элементов, при чем каждый элемент разрабатывается дизайнерами или собственниками компании исходя из специфики производимых товарови оказываемых услуг.

На сегодняшний день ярко проявляется тенденция, показывающая необходимость защищать свой бренд «со всех сторон», а именно – подавать на регистрацию каждый элемент, который поможет защитить интересы правообладателя в любой спорной ситуации.

Пример: юридическое лицо планирует открывать производство нового товара, для которого подготовлен логотип, этикетка и упаковка. Они имеют единую цветовую гамму, единые, но по-разному расположенные элементы, которые и придуманы для того, чтобы ассоциироваться у потребителей именно с этим товаром.

Анализ последних изменений, происходящих в практике, в том числе и в судебной, позволяет говорить о необходимости подачи заявки на регистрацию в качестве товарных знаков отдельных элементов – подобная тактика упростит процесс доказывания факта нарушения при использовании конкурентами сходного или тождественного дизайна.

Более того, сегодня мы можем говорить о необходимости регистрации товарных знаков различных типов – изобразительных, текстовых, комбинированных. Обладание несколькими товарными знаками, охватывающими весь дизайн товара или услуги позволяет с вероятностью до 100% выйти из спорного правоотношения в качестве выигравшей стороны.

Подводя итог всему сказанному ранее, необходимо отметить: обращайтесь за помощью к специалисту, только он подскажет, какие шансы на получение свидетельства на товарный знак, знак обслуживания имеет используемое (или созданное) Вами обозначение, в пределах каких классов МКТУ уместнее подавать заявку, а также поможет разобрать логотип по тем самым «кирпичикам», регистрация каждого из которых приведет к 100% правовой защите Вашего бренда.

Звоните, присылайте Ваши обращения на нашу электронную почту (для Отдела по защите интеллектуальной собственности), заполняйте online-заявку на сайте, приходите в один из офисов Агентства, и специалисты окажут полное профессиональное сопровождение Вашего бренда в общении с Роспатентом.

Офис «Центральный»

Адрес местонахождения: 603001, г. Н. Новгород, ул. Рождественская, 24

Телефон: (831)220-49-14,  430-65-65, факс: (831) 434-36-37

Офис «Автозаводский»

Адрес местонахождения: 603016, г. Н. Новгород, ул.Героя Смирнова, д.2, оф. 110

Телефон:(831)212-94-94, (831)256-66-56

E-mail: paparitet@mail.ru


[1] Что интересно – судебная практика идет по пути неизменности цветового оформления зарегистрированного товарного знака. В качестве примера интересен следующий вывод суда: «В соответствии со свидетельством на товарный знак цветовое сочетание словесных и изобразительных элементов зарегистрированного товарного знака истца является белым и черным, данные цвета являются фирменным стилем. Указанные цвета не использованы ответчиком в своем обозначении. Четыре слова  выполнены желтым цветом, «брызги» салютов также имеют цветовое решение». Итог – отказ в удовлетворении требований (Постановление  1 ААС от 17 декабря 2014 года).

Top