Большинство предпринимателей до сих пор не воспринимают угрозу взыскания по долгам юридических лиц в размере, большем доли в уставном капитале, всерьез. Таковая позиция крайне недальновидна, что показывает и судебная практика, и постоянные внесения уточнений в регламентирующие законы. Государство взяло курс на защиту интересов кредиторов и прежде всего – ФНС. Корни данной убежденности – в статье 56 ГК РФ, согласно которой руководитель не отвечает по долгам ООО и наоборот. Если компания платежеспособна – так и есть, но в случае «доведения» организации до состояния банкротства возникает дополнительная ответственность.
Что такое субсидиарная ответственность? Согласно энциклопедическому словарю, это «разновидность гражданско-правовой ответственности. Дополнительная ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, установленных законом (например, субсидиарная ответственность родителей за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет) или договором (например, организации-гаранта по договору банковской ссуды)». Таким образом, субсидиарная ответственность взыскивается не с прямого должника, с а лица, который наравне с ним несет ответственность за исполнение обязательств.
В рамках таковой статьи будет рассмотрена субсидиарная ответственность директора и учредителей компаний. Возникновение регламентировано статьей 3 №14-ФЗ, в которой напрямую указано, что при банкротстве контролирующие должника лица несут полную ответственность перед кредиторами, если доказано, что несостоятельность возникла по их вине, причем это относится и к тем случаям, когда директор/ участники не подали вовремя заявление о признании должника банкротом.
Каковы условия возникновения субсидиарной ответственности в рамках банкротства?
- Наличие у фирмы задолженности свыше 300 000 рублей;
- Подача заявления о признании должника банкротом;
- Наличие доказательств причастности контролирующих должника лиц к возникновению подобной ситуации.
Каким образом происходит процедура банкротства?
После принятия заявления назначается судебное заседание, в рамках которого возбуждается дело о банкротстве, начинается наблюдение под руководством временного управляющего. В дальнейшем, если управляющий придет к выводу, что организация не способна вести деятельность, происходит переход к конкурсному производству. На этом этапе конкурсный управляющий выявляет и реализует имущество должника, взыскивает дебиторскую задолженность, распределяет средства по кредиторам. Если не хватает для погашения задолженности и есть основания – привлекает бывших руководителей и участников к субсидиарной ответственности, причем основанием может быть в том числе неполная передача документов должника.
Однако, исходя из приведенных выше условий, ошибочно считать, что к субсидиарной ответственности можно привлечь только в процессе или после прохождения процедуры банкротства. Это верхушка айсберга. 127-ФЗ «О несостоятельности», начиная с августа 2017 года, предполагает возможность взыскания обязательств должника с контролирующих лиц вне банкротства. Частое основание уже озвучено – несвоевременная подача заявления о признании должника банкротом. При наличии задолженности (особенно «просуженной») руководитель обязан обратиться с соответствующим заявлением в суд, если компания не способна выплатить долг. Заявление по таковому основанию может быть подано даже в суд общей юрисдикции в отношении конкретного лица. Практики пока мало, но она есть. Так, в 2017 году по Красноярскому краю рассматривалось резонансное дело № 2-2405/2017, в результате которого гражданину удалось взыскать в свою пользу крупную сумму с директора фирмы.
Если Арбитражный суд прекратил процедуру банкротства, скажем, по причине отсутствия средств для финансирования услуг арбитражного управляющего, заявление о привлечении руководителя будет рассматриваться Арбитражным судом. Положительных решений в данном случае больше (например, дело № А16-1209/2013).
Кроме приведенных выше возможностей, «особыми» полномочиями наделена Федеральная налоговая служба.
Так, по статье 45 НК РФ у предприятий часто возникают долги по налогам (недоплаты по заявленным в декларации суммам) либо путем доначислений при проверках. Когда директор получает соответствующий акт, он старается «слить» компанию: вывести активы, сменить контролирующих лиц. Подобные махинации не только уголовно наказуемы (вывод активов), но и сложно выполнимы (ФНС старательно проверяет мотивы таких действий). Кроме того, при успешном «бегстве» есть вероятность, что ответственность вернется: иск подадут сначала к номинальному директору, а затем налоговые органы докажут факт перевода активов или деятельности на нового участника бизнеса.
Согласно статьи 1064 ГК РФ в связке с УК РФ: если фирма не в состоянии расплатиться по налогам, ФНС подает гражданский иск по взысканию ущерба с физлица, одновременно возбуждается уголовное дело. Даже если оно не будет удовлетворено, гражданский иск остается. Уголовная ответственность за неуплату налогов: до двух до шести лет лишения свободы.
Какие выводы можно сделать?
- Работать в убыток опасно, особенно если связанные организации приносят доход – это сразу видно налоговикам и может быть использовано для проверок и доначислений.
- При продаже активов важно учитывать их рыночную стоимость и степень «близости» продавца с покупателем. Связь устанавливается легко, особенно если «вывод» произошел накануне ликвидации /смены руководителей /банкротства.
- Дебиторскую задолженность требуется взыскивать, бездействие будет очередным фактором, доказывающим недобросовестность руководителя.
- Взыскание накладывается на близких родственников руководителя в том числе, если имущество передано при сомнительных обстоятельствах, поэтому подобный «вывод» также лишен смысла.
- Схема, по которой при учреждении ООО назначается номинальный директор, а фактический руководит, получает прибыль и избегает ответственности не работает, поскольку бенефициары выявляются в итоге даже через многоуровневые цепочки за пределами РФ.
Что поможет руководителям избежать субсидиарной ответственности? Истцу откажут в иске, если доказать, что вины привлекаемых лиц в состоянии компании нет. Факты, которые в этом помогут:
- Директор (учредитель) своевременно не подал заявление о банкротстве, однако сделал это неумышленно, руководствовался не личной выгодой. В качестве доказательств можно привести добросовестные действия по взысканию дебиторки, оптимизации производственного процесса.
- Директор (учредитель) своевременно не подал заявление о банкротстве, поскольку при вступлении в должность компания уже обладала признаками банкротства, о чем он узнал из бухгалтерских документов уже после возбуждения дела о банкротстве.
- При передаче документов конкурсному управляющему пакет оказался неполным, однако директор сделал это неумышленно, а по причине форс-мажорных обстоятельств.
- Руководитель не совершал противозаконных или сомнительных сделок, проверял контрагентов, однако определенная доля риска в предпринимательской деятельности существует всегда.
- При продаже имущества директор действовал добросовестно: оно не участвовало в хозяйственной деятельности организации и требовало ненужных вложений.
- Имущество компании было похищено, руководитель не несет за это ответственность.
Помимо приведенного выше, стоит добавить, что субсидиарная ответственность ложится не только на директора (генерального директора) и участников ООО, но и на финансового директора, главного бухгалтера, бенефициаров, иных лиц, действующих по доверенности. Простор почти безграничен, и, хотя инструменты для привлечения еще плохо отработаны, а судебная практика немногочисленна, это всего лишь вопрос времени.
С заботой о вашем будущем, Светлана Чеботарёва©
Cамое новое, самое свежее, самое актуальное на paritet_life
Авторская Email-рассылка для вашего бизнеса
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте два раза в неделю эсклюзивные статьи по юридическим тонкостям защиты и развития бизнеса.