Обладая интеллектуальной собственностью, можно получать прибыль. Бизнес в России не обладает достаточной квалификацией и навыками для этого, тогда как глубина монетизации объектов интеллектуальной собственности в Китае, США и Японии превышает 90%. Этот показатель характеризует процент дохода, полученного от использования объектов интеллектуальной собственности в общей доле доходов компании.
Исследования показывают, что процесс монетизации зависит не от размеров компании, а от сферы бизнеса. Самые высокие проценты – в сфере информационных технологий, консалтинга, в автомобилестроении и фармацевтике, розничной торговле и пищевой промышленности.
В мире существует огромное количество методов монетизации интеллектуальной собственности. Наиболее популярные из них:
- Внедрение лицензионной политики компании;
- Капитализация интеллектуальной собственности;
- Внедрение системы франшиз;
- Внесение объектов интеллектуальной собственности в качестве доли в уставный капитал компании;
- Оптимизация налогов;
- Оформление учебных пособий, методик, книг;
- Антикризисное управление деловой репутацией.
Капитализация объектов интеллектуальной собственности – один из самых значимых этапов в коммерциализации интеллектуальных активов.
Без продуманной стратегии управления нематериальными активами, компания теряет до 80% дохода ежегодно.
Условно процесс управления нематериальными активами можно разделить на несколько этапов:
Подготовительный. На данном этапе необходимо оформить реестр всей интеллектуальной собственности, принадлежащей бизнесу, включая все исходные данные по каждому объекту.
Управленческий анализ и аудит рынка. На данном этапе определяется круг конкурентных компаний в целевом сегменте рынка, исследуется продукция (услуги), выпускаемая (оказываемые) конкурентами, производится всесторонний анализ рынка для выявления нарушений ваших исключительных прав (в том числе потенциальных).
Разработка стратегии принятия управленческих решений.
Реализация. Использование объектов интеллектуальной собственности, защита незапатентованных инноваций, управление брендом, заключение сделок, предметом которых являются объекты интеллектуальной собственности, внесудебное / судебное преследование нарушителей прав.
Для чего необходимо управление нематериальными активами
Мы, как юристы, изначально склоняемся к тому, что бизнес должен приносить прибыль. Научившись правильно управлять нематериальными активами, вы научите свой бизнес работать на вас. Избежать негативного воздействия конкурентов, снизить риски и уменьшить убытки при их возникновении, укрепить инвестиционную привлекательность бизнеса, оптимизировать экономическую деятельность предприятия – важнейшие задачи, решению которых продуманное управление НМА.