Игорный бизнес уходит в подполье

Аналитика

30.01.2014 вступили в силу внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 416-ФЗ изменения в Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».

Игорный бизнес уходит в подполье

Согласно измененному закону до 1 июля 2014 года должно быть прекращено проведение негосударственных лотерей.

На первый взгляд, установление монополии в игровом бизнесе кажется положительным решением – теперь организация лотерей находится в компетенции Минфина и Минспорта. Однако самим проведением лотерей будут заниматься, как и раньше, частные игроки (зачастую не обладающие безупречной репутацией).

Среди участников рынка бытует мнение о том, что запрет на частные лотереи вряд ли приведет к сокращению числа нелегальных игорных залов, которые ранее маскировались под видом лотереей, зато госбюджет потерпит серьезные потери.  По подсчетам специалистов, общая сумма ущерба от столь поспешно введенных мер составит около 6 млрд.рублей.

Ситуация, схожая той, что произошла зимой на рынке игровом, возможна теперь и на рынке букмекерском: на сегодняшний день подготовлен пакет поправок в закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр».

Официальное закрытие игорных заведений с «однорукими бандитами», казино и покер-клубов является общеизвестным фактом, но только официальное. На деле же подобные заведения функционируют под видом спортбаров, букмекерских контор, платежных терминалов. Не секрет – то, что игровой бизнес невозможно «истребить» на 100%. Проблема – в его эффективном контроле.

На сегодняшний день число теневых букмекерских контор составляет не одну сотню; против заведений подобного вида и направлены новые поправки, инициированные поручением Президента России.

Немного об изменениях, предложенных Министерством Финансов.

1)      Предполагается обязательное участие букмекерских организаций в набирающих сейчас популярность саморегулируемых организациях (СРО).

2)      Вводится понятие «интерактивная ставка», 100% которых должны учитываться в едином центре (некоей кредитной организации, принимающей ставки, переводящей деньги и выплачивающей выигранные суммы).

3)      Предполагается ввести запрет на проведение азартных игр, исход которых зависит от действий, связанных с организацией и проведением других азартных игр.

4)      Сокращается перечень событий, которые могут быть использованы организаторами игр

Реакция субъектов рынка на предложенный законопроект оказалась неоднозначной. Так, Президент Национальной ассоциации букмекеров считает, что «принятие законопроекта «обеспечит защиту прав участников азартных игр – у них появится возможность обращения в СРО букмекеров с жалобами. Государство, в то же время, получит возможность определять ответственность субъектов в случаях нарушения прав игроков».

С другой стороны, основные негативные отзывы также сосредоточены именно на введении обязательного участия в СРО. Некоторые эксперты считают, что предложенный законопроект не соответствует нормам Федерального закона N 99-ФЗ и по своей сути сводит на нет институт лицензирования на этот вид деятельности, а также предоставляет право организации, не являющейся органом государственной власти, прекращать действие лицензии.

Если согласиться на идею СРО, то недостаточно ясно, какими правами и обязанностями она будет обладать, и, главное, сможет ли она влиять на лицензирование компаний (этот вопрос сегодня наиболее актуален для участников игрового рынка ввиду высокой вероятности коррупции при выдаче/лишении лицензий).

Введение института СРО в сфере организации и проведения азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, — свое мнение в письме в Минфин высказывает генеральный директор Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация букмекеров» Константин Макаров, — является по своей сути мерой государственного регулирования и контроля. Однако указанными функциями нельзя наделять СРО, так как данные организации, в отличии от государства, недостаточно наделены полномочиями и соответствующими административными ресурсами, способными в полной мере обеспечить функции по контролю и надзору за деятельностью. Только лишь государство в целом может регулировать этот сегмент предпринимательской деятельности.

Еще одним недостатком предложенного законопроекта является создание специального компенсационного фонда, который формируется за счет взносов членов СРО для выполнения обязательств перед участниками азартных игр. При этом размер взноса в компенсационный фонд должен составлять не менее 100 млн. рублей для букмекерских контор и не менее 30 млн. рублей — для тотализаторов. Бизнесмены считают: достаточно того, что организаторы азартных игр уже привели свою деятельность в соответствие с законом N 244-ФЗ, предусматривающим наличие уставного капитала в размере 100 млн. рублей, чистых активов — 1 млрд. рублей, банковской гарантии — 500 млн. рублей. А ужесточение требований приведет к нестабильности в этой сфере деятельности.

Безусловно, любой бизнес, в том числе и игорный бизнес, чтобы он развивался в правильном направлении, нуждается в независимом контроле. Но без излишнего государственного вмешательства, различных необоснованных ограничений и норм. Важно вырабатывать такие правила, которые понятны бизнесу и гарантируют ему развитие и стабильность. Организаторы азартных игр надеются, что разработчики поправок прислушаются к их мнению, и в новом законе найдет отражение комплекс эффективных и проверенных практикой мер, направленных на соблюдение прозрачности бизнеса, защиту интересов участников азартных игр, сводящих к минимуму нелегальный игорный бизнес.

Top