Бизнес, как и любой объект социальной реальности, не статичен, причем далеко не всегда изменения происходят в сторону развития. Закрываются компании, угасают целые корпорации и отрасли. Именно поэтому очень важно не упустить момент, когда трансформации становятся единственным и неизбежным выходом.
Первичной естественной реакцией предпринимателя на уменьшение прибыли является повышение цен для существующих клиентов, однако в условиях конкуренции данная политика малоэффективна.
Зачастую не помогают и постепенные эволюционные преобразования при неизменности основного направления, особенно это касается текущего века с его прорывами и информационными революциями. Нужен кардинальный поворот, скачок.
Какие показатели говорят об угасании бизнеса?
- Компания на протяжении нескольких лет неизменно уступает позиции конкурентам.
Предприниматель всегда должен отслеживать свое положение по отношению к конкурентам. Даже если низкий рейтинг изначально не причиняет дискомфорт, впоследствие это приведет к потере клиентов и убыткам. Причем выбраться из создавшегося положения может помочь только кардинальная трансформация, мелких изменений потребитель не заметит.
- Радикальные изменения в бизнес-модели индустрии.
В этом случае предприниматель имеет дело не с остановкой своего собственного падения в отношении конкурентов, а с отстаиванием «права на жизнь» в рамках структурных изменений индустрии в целом. Например, полная смена бизнес-модели в сфере индивидуальных перевозок, когда внедрение Uber-подобных сервисов взаимодействия с клиентами заставило всех работать по-другому. Если меняется бизнес-модель в целой сфере, выжить в старой парадигме невозможно.
- Внедрение новых технологий.
Развитие бизнеса напрямую зависит от технического прогресса. Зачастую компания проигрывает, если не учитывает данные возможности. Изобретения помогают оказывать те же услуги, но на совершенно ином уровне: более эффективно и качественно. К примеру, появление технологии 3 G изменило всю телекоммуникационную индустрию и конечного потребителя. На предложения с более низкими технологиями очень быстро перестали реагировать.
- Доходы индустрии падают на протяжении нескольких лет.
Порой близки к уничтожению не только отдельные компании, но и сфера в целом. Например, в начале 21 века успешно развивались компании, специализирующиеся на производстве компьютеров и ноутбуков. Но впоследствие доходы начали падать. Вырвались из стагнации те, кто расширил производство либо кардинально изменил бизнес-модель.
5. Сокращается маржинальность компании / сферы.
Зачастую предприниматели обращают внимание на показатели выручки и лишь на переходе к стадии убыточности осознают, насколько сильно рост расходов опережал доходы предприятия. Рост выручки далеко не всегда показатель стабильности и успеха. Сокращение положительного денежного потока ведет к гибели компании. Бизнес крайне редко бывает безубыточным, однако контролировать прирост реальной прибыли необходимо и если данный показатель падает – неизбежно внедрение кардинальных изменений.
Для того, чтобы задуматься об изменениях достаточно и одного показателя. Если их несколько, трансформироваться нужно как можно скорее.
Вопрос характера изменений также крайне важен. В привычном русле компании изменяются линейно, тогда как технологии развиваются экспоненциально. Именно поэтому порой необходим скачок, однако важно понимать, что переходить на бизнес-модели, к которым компания не готова, не менее губительно. Кардинальные инновации – это не слепое разрушение старого, это первичная оценка новых инструментов и их возможного влияния на предприятие, а также сохранение основ бизнеса.
Еще одна распространённая ошибка связана с попытками предпринимателей за счет компьютеризации процессов минимизировать человеческий вклад в развитие бизнеса. Тем не менее, единственный рабочий сценарий и лучшая стратегия для бизнеса — совместная работа человека и машины. Многие успешные компании отказываются от стандартной роботизации именно благодаря пониманию, что человек гораздо успешнее справляется с задачами, если использует возможности искусственного интеллекта, чем машина сама по себе.
Таким образом, кардинальное преобразование связано с риском. Однако это единственное средство для решения проблем, которые стоят перед бизнесом в век постоянных IP- трансформаций.
С заботой о вашем будущем, Светлана Чеботарёва©
Cамое новое, самое свежее, самое актуальное на paritet_life
Авторская Email-рассылка для вашего бизнеса
Подпишитесь на нашу рассылку и получайте два раза в неделю эсклюзивные статьи по юридическим тонкостям защиты и развития бизнеса.